Экзенатид (баета или баетта) - применяется в России с 2007 г. Препарат является аналогом глюкагоноподобного пептида-1 (ГПП-1), который относят к инкретинам – кишечным гормонам, регулирующим в числе прочего активность бета-клеток. Резко усиливает секрецию инсулина при СД 2 типа, тормозит секрецию глюкагона, замедляет желудочную моторику. Вводится с помощью инъекций 2 раза в сутки, но, в отличие от инсулина, не требует подбора дозы (эффект не дозозависим, секреторный ответ бета-клеток определяется их реакцией на уровень гликемии), не вызывает гипогликемий. Среднее снижение HbA1c при монотерапии: 0,5-1%. У 30-45% пациентов имеют место нетяжелые побочные эффекты со стороны ЖКТ (диспептические явления и т.п.). На фоне лечения не отмечено прибавки веса.
Новый класс ОССП - ингибиторы дипептидилпептидазы-IV (ДПП-IV). Первый препарат этого класса – ситаглимптин (янувия) зарегистрирован в России в 2007 г. ДПП-IV разрушает инкретины, а его ингибирование значительно усиливает активность глюкагоноподобного пептида-I и аналогичных веществ.
Прамлинтид: является аналогом амилина, который секретируется бета-клетками параллельно с инсулином. Препарат ингибирует продукцию глюкагона, способствует снижению веса (возможно, в какой-то степени вследствие развития тошноты у 30% больных). Препарат вводится парентерально, 2 или 3 раза в день. Может применяться при СД 1 и 2 типа, в частности - вводиться одновременно с инсулином. Снижает уровень HbA1c на 0,5-0,7%.
Ингаляционное введение инсулина. Ряду производителей удалось создать формы инсулина в виде мелкодисперсных частиц, вводимых в дыхательные пути с помощью специальных ингаляторов и адсорбируемых в тканях легких. Первый такой препарат (Exubera) разрешен к применению в США в 2006 г. Фармакокинетика ингаляционного инсулина близка к быстродействующим аналогам инсулина (начало действия - через 10-20 мин, пик - через 2 часа). Применяется перед основными приемами пищи в комбинации с инсулином продленного действия или с метформином, тиазолидиндионом (возможно у части больных с СД 2 типа). Преимуществами такой формы введения инсулина являются: решение проблемы страха инъекций и фармакокинетика - лучшая, чем у обычного ИКД (близок к короткодействующим аналогам). Недостатки: невозможность применения у курящих пациентов; качество компенсации зависит от правильности коррекции дозы пациентом, как при обычной инсулинотерапии; ряд форм ингаляционного инсулина не позволяют гибко корректировать дозу; кашель - частый побочный эффект; при заболеваниях дыхательных путей возникают проблемы с вдыханием препарата и возможно снижение его абсорбции.
Новые средства мониторинга гликемии:
Прибор Continious Glucose Monitoring System, CGMS (доступен в России с 2004 г.). Крепится на поясе и с помощью вводимого подкожно сенсора в течение 3-5 суток мониторирует содержание глюкозы в подкожной клетчатке, которое коррелирует с гликемией. Место прибора в лечении диабета должно быть уточнено (в частности, существуют некоторые проблемы с точностью и достоверностью получаемых данных), но наиболее актуально его применение для выявления скрытых гипогликемий как причины гипергликемии. Разрабатываются подобные устройства ("сигнал тревоги") для постоянного ношения больными с нераспознаваемыми гипогликемиями.
Система чрескожного мониторирования гликемии в виде браслета - Glucowatch (США). Прибор создает условия для "пропотевания" межклеточной жидкости через кожу (с химическим анализом содержания в ней глюкозы). Из-за проблем с точностью анализа этот прибор прошел регистрацию не во всех странах (он зарегистрирован лишь в США и Великобритании), и производители заявляют, что он является не заменой, а дополнением к обычному самоконтролю гликемии. Подробнее - см. www.glucowatch.com/
В числе возможных путей излечения диабета в будущем можно назвать следующие:
Трансплантация поджелудочной железы или бета-клеток. Такая операция успешна лишь, если пациент пожизненно принимает иммуносупрессанты, препятствующие реакции отторжения. Определенный риск и побочные эффекты связаны как с применением иммуносупрессантов, так и с самой трансплантацией. Поэтому по сравнению с общепринятым лечением СД 1 типа трансплантация не увеличивает продолжительность жизни, но повышает ее качество, сводит к нулю вероятность гипогликемий. Она считается оправданной у пациентов с сахарным диабетом, которым уже проведена пересадка почки при диабетической нефропатии. Трансплантация бета-клеток технически проще и безопаснее, чем пересадка всей железы. В последние годы сформулированы требования к пересаживаемым бета-клеткам (только человеческие; достаточная масса клеток: из 2-3 поджелудочных желез; строгая проверка жизнеспособности пересаживаемого материала) и появились новые иммуносупрессанты (сиролимус, такролимус). Благодаря этому 5-летняя выживаемость бета-клеток (нормальный HbA1c без инсулинотерапии) значительно повысилась. В результате Американская Диабетическая Ассоциация расширила рекомендуемые показания: помимо пациентов с трансплантацией почки, операция может быть показана при (1) частых и тяжелых острых осложнениях СД (диабетический кетоацидоз, тяжелые гипогликемии), "стойкой неспособности обычного лечения предотвращать их" и (2) "клинических и эмоциональных проблемах с введением инсулина, которые настолько выражены, что инвалидизируют его". Ранее в России проводилась пересадка бета-клеток без пожизненного применения иммуносупрессивных препаратов. Кроме того, в качестве донорского материала использовались бета-клетки животных (предотвратить отторжение которых невозможно даже полноценной иммуносупрессивной терапией). Такое вмешательство бессмысленно и наносит серьезный вред здоровью пациента. В 2000 г. такие операции были запрещены Минздравом.
"Искусственная бета-клетка". Разрабатываемое устройство напоминает дозатор инсулина (инсулиновую помпу), но в отличие от последнего, имеет систему обратной связи. Снабжено подкожным (или внутривенным) сенсором глюкозы и процессором, который регулирует подачу инсулина в зависимости от гликемии. Для внедрения устройство в повседневную практику необходимо решение ряда технических проблем.